ЗАКОН Алтайского края
О пчеловодстве
Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона
1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по разведению, содержанию, охране медоносных пчел и источников медосбора, их использованию для опыления энтомофильных культур, производству продуктов пчеловодства, а также созданию условий для повышения эффективности пчеловодства, обеспечению защиты прав и интересов граждан и юридических лиц, занимающихся пчеловодством на территории Алтайского края.
2. Правовое регулирование отношений в области пчеловодства осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Алтайского края и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в Алтайском крае.
Статья 2. Цели и задачи настоящего Закона
1. Целью настоящего Закона является обеспечение прав и защита интересов граждан и юридических лиц при осуществлении деятельности в области пчеловодства, а также создание условий для удовлетворения потребностей населения Алтайского края в качественных продуктах пчеловодства.
2. Настоящий Закон направлен на решение следующих задач:
1) охрана медоносных пчел и источников медосбора;
2) создание условий для разведения, содержания пчел, использования их для опыления энтомофильных культур с целью повышения их урожайности и сохранение видового состава дикорастущих медоносных растений;
3) увеличение производства продуктов пчеловодства.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) пчеловодство — разведение, содержание и использование медоносных пчел для производства продуктов пчеловодства и опыления энтомофильных культур;
2) пчеловоды – физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в области пчеловодства;
3) пасека — размещенные в определенном месте ульи с пчелиными семьями и необходимым имуществом для занятия пчеловодством;
4) стационарная пасека — пасека, размещенная на постоянном месте не менее одного года;
5) кочевая пасека — пасека, перемещаемая к источникам медосбора или массивам энтомофильных культур на период медосбора;
6) улей — искусственное сооружение для содержания пчелиных семей;
7) пчелиная семья — сообщество, состоящее из пчел, плодной пчелиной матки и трутней;
8) пчелиный рой – группа пчел с пчелиной маткой, покинувшая улей для естественного размножения;
9) порода медоносных пчел – целостная устойчивая группа пчелиных семей общего происхождения, имеющая сходные экстерьерные и хозяйственно полезные признаки, передающиеся по наследству;
10) план породного районирования – документ, предусматривающий разведение определенных пород пчел, соответствующих местным природным и экономическим условиям;
11) энтомофильные растения — растения, опыляемые насекомыми;
12) источники медосбора — растения, которые образуют нектар и пыльцу и служат для медоносных пчел источниками естественного корма и медосбора;
13) продукт пчеловодства – продукт, произведенный на пасеке в результате жизнедеятельности пчелиной семьи;
14) продукция пчеловодства – продукция, полученная в процессе последующей переработки продуктов пчеловодства, предназначенная для непосредственного применения в пищу и апитерапии;
15) фальсифицированный продукт пчеловодства – продукт пчеловодства, умышленно измененный (поддельный) и (или) имеющий скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.
Статья 4. Государственная поддержка в области пчеловодства
1. Государственная поддержка в области пчеловодства осуществляется по следующим направлениям:
1) развитие племенного пчеловодства, сохранение генофонда пчел;
2) развитие пчеловодческих хозяйств;
3) осуществление противоэпизоотических мероприятий в пчеловодстве;
4) техническое перевооружение сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся пчеловодством;
5) развитие научно-исследовательских работ в области пчеловодства, переработки продуктов пчеловодства и апитерапии, внедрение новых прогрессивных технологий переработки и апитерапии;
6) развитие системы подготовки кадров для пчеловодства;
7) осуществление маркетинговых мероприятий по продвижению продуктов и продукции пчеловодства Алтайского края на товарные рынки субъектов Российской Федерации и зарубежных стран.
2. Государственная поддержка в области пчеловодства предоставляется в пределах средств, предусмотренных краевым бюджетом на соответствующий финансовый год.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Алтайского
края в области пчеловодства
1. К полномочиям Алтайского краевого Законодательного Собрания в области пчеловодства относятся:
1) законодательное регулирование общественных отношений в области пчеловодства;
2) иные полномочия в области пчеловодства в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
2. К полномочиям Администрации Алтайского края в области пчеловодства относятся:
1) проведение государственной политики в области пчеловодства;
2) принятие нормативных правовых актов Администрации Алтайского края в области пчеловодства;
3) определение уполномоченных исполнительных органов государственной власти Алтайского края в сфере агропромышленного комплекса, перерабатывающей промышленности и ветеринарии, осуществляющих полномочия в области пчеловодства (далее — уполномоченные органы);
4) иные полномочия в области пчеловодства в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
3. Уполномоченные органы осуществляют в сфере пчеловодства полномочия, установленные действующим законодательством, в том числе:
1) реализация государственной политики в области пчеловодства;
2) разработка и реализация ведомственных целевых программ развития пчеловодства;
3) обеспечение контроля за соблюдением зоотехнических и ветеринарно-санитарных норм и правил содержания и разведения медоносных пчел, безопасности продуктов пчеловодства;
4) осуществление мероприятий по предупреждению болезней медоносных пчел, их лечению, борьбе с вредителями пчелиных семей и по предотвращению отравления медоносных пчел пестицидами и агрохимикатами;
5) координация селекционно-племенной работы в области пчеловодства, содействие разведению районированных пород пчел и развитию племенных пасек;
6) координация деятельности государственных и общественных организаций, в том числе научных, хозяйственных организаций, занимающихся пчеловодством и переработкой продукции пчеловодства, независимо от организационно-правовых форм;
7) координация разработки плана породного районирования медоносных пчел и контроль за его соблюдением;
8) содействие в профессиональной подготовке и переподготовке специалистов в области пчеловодства;
9) содействие международному сотрудничеству в области пчеловодства;
10) содействие продвижению продуктов и продукции пчеловодства Алтайского края на товарные рынки субъектов Российской Федерации и зарубежных стран;
11) регулирование иных вопросов в области пчеловодства.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области
пчеловодства
К полномочиям органов местного самоуправления в области пчеловодства относятся:
1) принятие муниципальных нормативных правовых актов в области пчеловодства в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Алтайского края;
2) осуществление мероприятий по поддержке развития пчеловодства и охране источников медосбора в пределах своей компетенции;
3) содействие в профессиональной подготовке и переподготовке специалистов в области пчеловодства;
4) учет пчелиных семей в личных подсобных хозяйствах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) разработка порядка составления районной кочевой карты (плана) и ее составление в целях упорядочивания вывоза пчелиных семей на медосбор;
6) осуществление иных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Алтайского края.
Статья 7. Право на деятельность в области пчеловодства
1. Граждане и юридические лица, занимающиеся разведением, содержанием и использованием пчел для производства продуктов пчеловодства и опыления энтомофильных культур, и общественные объединения пчеловодов вправе осуществлять деятельность в области пчеловодства для удовлетворения собственных потребностей, а также потребностей других лиц в продуктах пчеловодства.
2. Граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, осуществляют деятельность в области пчеловодства для удовлетворения личных нужд и реализуют излишки продуктов пчеловодства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Пчеловоды вправе создавать общественные объединения и ассоциации (союзы) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Общественные объединения и ассоциации по пчеловодству вправе:
1) организовывать выставки, ярмарки, встречи, конференции, семинары и другие мероприятия по популяризации пчеловодства в целях развития данной отрасли;
2) организовывать курсы по изучению передового опыта в пчеловодстве;
3) осуществлять меры по охране пчел и источников медосбора;
4) направлять органам государственной власти и органам местного самоуправления предложения по вопросам охраны пчел и среды их обитания;
5) предоставлять необходимую информацию для формирования и реализации государственной аграрной политики в сфере пчеловодства;
6) разрабатывать и направлять органам государственной власти рекомендации при разработке проектов нормативных правовых актов и целевых программ развития пчеловодства;
7) получать информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сфере пчеловодства в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Алтайского края;
8) участвовать в других мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Алтайского края.
Статья 8. Размещение пасек
1. Граждане и юридические лица размещают ульи с пчелиными семьями без ограничения их количества на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или ином праве в соответствии с законодательством Российской Федерации, при соблюдении ветеринарно-санитарных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
2. Гражданам в целях осуществления деятельности в области пчеловодства для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование или устанавливается сервитут в случаях, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
3. Количество пчелиных семей в садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях, территориальных общественных самоуправлениях вправе регулироваться их учредительными документами.
4. Ульи с пчелиными семьями размещаются на земельном участке на расстоянии не менее чем десять метров от границы земельного участка или должны быть отделены от соседнего земельного участка забором, зданием, строением, сооружением или густым кустарником высотой не менее чем два метра.
5. Стационарные пасеки размещаются не ближе 500 м от границ полосы отвода автомобильных дорог федерального значения, границ полосы отвода железных дорог, пилорам, высоковольтных линий электропередач и 5 км от предприятий кондитерской и химической промышленности, аэродромов, военных полигонов, радиолокационных, радио- и телевещательных станций и прочих источников микроволновых излучений.
6. Кочевые пасеки должны размещаться у источников медосбора на расстоянии не менее полутора километров одна от другой и не менее трех километров от стационарных пасек при условии благополучия кочевых пасек по болезням пчел.
7. Размещение кочевых пасек на расстоянии менее указанного в части 6 данной статьи допускается только при наличии письменного соглашения между пчеловодами и при условии благополучия пасек по болезням пчел.
8. Не допускается размещение кочевых пасек на пути лёта пчел к основному медосбору с другой ранее размещенной пасеки у основного источника медосбора.
9. Размещение кочевой пасеки для медосбора на земельном участке, не принадлежащем пчеловоду на праве собственности или ином праве, осуществляется на основании договора, заключенного между пчеловодом и собственником, землепользователем, землевладельцем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Гражданин или юридическое лицо, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области пчеловодства, до размещения кочевой пасеки обязаны сообщить о ней в органы местного самоуправления, которые извещают об этом соответствующее учреждение государственной ветеринарной службы Алтайского края.
Статья 9. Учет пчелиных семей
1. Учет пчелиных семей, находящихся в собственности у граждан, осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов.
2. Владельцы пасек должны иметь в наличии на каждую пасеку ветеринарно-санитарный паспорт, удостоверяющий ее ветеринарно-санитарное состояние, выданный уполномоченными учреждениями государственной ветеринарной службы Алтайского края по месту нахождения пасек.
3. Владельцы пасек обязаны не реже одного раза в год представлять ветеринарно-санитарные паспорта пасек в учреждения государственной ветеринарной службы Алтайского края по месту нахождения пасек для внесения результатов обследования пасеки.
Статья 10. Перевозка пчелиных семей
1. Перевозка пчелиных семей, пчелиных маток и продуктов пчеловодства осуществляется при обязательном соблюдении требований по предупреждению возникновения и распространения болезней животных, при наличии ветеринарно-санитарного паспорта пасеки, ветеринарных сопроводительных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Перевозка пчел в целях медосбора осуществляется в соответствии с районной кочевой картой (планом) (в случае ее принятия органами местного самоуправления) при наличии ветеринарно-санитарного паспорта пасеки, ветеринарных сопроводительных документов.
3. Прицепы, платформы, павильоны и передвижные будки, оборудованные под кочевые пасеки, относятся к технологическому сельскохозяйственному оборудованию.
4. При задержке уполномоченными органами транспортных средств, осуществляющих перевозку пчелиных семей, на срок более одного часа, лицам, перевозящим пчел, необходимо для предотвращения гибели пчелиных семей от перегрева ульев и резкого повышения влажности воздуха в ульях обеспечить перемещение пчелиных семей в близлежащее место, безопасное для временного размещения пчел.
Статья 11. Использование пчелиных семей для опыления
энтомофильных культур
Повышение урожайности энтомофильных культур путем организации их опыления пчелиными семьями осуществляется сельскохозяйственными товаропроизводителями на основании договоров с пчеловодами.
Статья 12. Реализация продуктов пчеловодства
1. Реализация меда и других продуктов пчеловодства осуществляется пчеловодами при наличии ветеринарных сопроводительных документов и, в установленных законодательством Российской Федерации случаях, документов о соответствии качества продукции.
2. За реализацию фальсифицированных продуктов пчеловодства виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Организация охраны, рационального использования
медоносных пчел и источников медосбора
1. Организация охраны, рационального использования медоносных пчел и источников медосбора осуществляется собственниками пасек, общественными объединениями пчеловодов, а также уполномоченными органами государственной власти Алтайского края в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Основными требованиями к организации охраны и рациональному использованию пчел являются:
1) научно обоснованное рациональное использование и воспроизводство пчел;
2) охрана среды обитания пчел, условий их размножения, путей миграции и кочевок;
3) оптимальное размещение ульев и пасек на территориях, занятых насаждениями, нуждающимися в опылении;
4) ветеринарно-санитарное обслуживание пасек, обеспечение на договорной основе научной консультацией пчеловодов по вопросам ухода и содержания пчел, практическая помощь ветврачей и других специалистов.
3. Охрана пчел и источников медосбора обеспечивается посредством:
1) соблюдения зоотехнических и ветеринарно-санитарных норм и правил содержания медоносных пчел и размещения ульев с пчелиными семьями у источников медосбора;
2) предотвращения отравления пчел пестицидами и агрохимикатами;
3) предупреждения болезней медоносных пчел, борьбы с вредителями пчелиных семей;
4) содействия беспрепятственной перевозке пчелиных семей;
5) выполнения требований охраны окружающей среды;
6) охраны ульев с пчелиными семьями от разорения;
7) организации научных исследований в области охраны медоносных пчел;
8) пропаганды охраны среды обитания пчел и источников медосбора в средствах массовой информации, воспитания в гражданах бережного отношения к пчелам.
4. Сбор лекарственных растений – источников медосбора вблизи пасек, за исключением сбора их для собственных нужд граждан, регулируется Лесным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
5. Сбор лекарственных растений – источников медосбора для собственных нужд граждан вблизи пасек осуществляется в порядке, установленном законом Алтайского края от 05 февраля 2008 года № 5-ЗС «О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд на территории Алтайского края», исключающем истощение имеющихся ресурсов и обеспечивающем их своевременное воспроизводство.
6. Предупреждение болезней медоносных пчел, их лечение, борьба с вредителями пчелиных семей, а также производство вощины проводятся в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации.
7. В целях охраны медоносных пчел и источников медосбора применение средств химизации в сельском и лесном хозяйствах осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами.
8. Сельскохозяйственные товаропроизводители в случае необходимости применения средств химизации для обработки медоносных культур обязаны:
1) оповестить не позднее чем за 3 дня до проведения обработок через районные средства массовой информации граждан и юридических лиц, имеющих пасеки, о запланированных работах и необходимости исключения вылета пчел ранее срока, указанного в Государственном Каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, и рекомендациях по применению конкретных препаратов;
2) проводить обработку участков в поздние часы (после окончания лёта пчел) путем опрыскивания специальным оборудованием.
Статья 14. Государственный ветеринарный надзор и контроль на
территории Алтайского края в сфере пчеловодства.
Профилактика болезней пчел
1. Ветеринарный надзор и контроль в сфере пчеловодства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами в области ветеринарии.
2. Учреждения государственной ветеринарной службы Алтайского края оказывают помощь пчеловодам в случае выявления заболеваний пчел, угрозы их гибели посредством информационной и консультативной работы, диагностики заболеваний, оказывают услуги по профилактике болезней и лечению пчел, осуществляют надзор за ввозом и вывозом пчелиных семей, маток и продуктов пчеловодства, а также за качеством реализуемой продукции пчеловодства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Владельцы пасек обязаны сообщать в учреждения государственной ветеринарной службы Алтайского края по месту нахождения пасек о любом случае заболевания или внезапной гибели пчел, а так же о появлении признаков болезни у пчел.
Статья 15. Разведение и использование наиболее ценных популяций
и пород медоносных пчел
1. Приоритетными для разведения и использования являются породы пчел, районированные в Алтайском крае. Завоз пчелиных семей и пчелиных маток осуществляется в соответствии с ветеринарными требованиями.
2. В целях обеспечения граждан и юридических лиц наиболее ценными в племенном отношении популяциями и породами медоносных пчел на определенных территориях (ареалах их естественного обитания) создаются племенные репродукторы.
3. Вокруг племенных репродукторов устанавливаются защитные участки с радиусом не менее чем пятнадцать километров, на территории которых запрещается ввоз пчелиных семей, пчелиных маток, трутней других популяций медоносных пчел и пород медоносных пчел, а также пчелиных семей, пчелиных маток, трутней неизвестного происхождения.
Статья 16. Оповещение граждан и юридических лиц о ситуациях,
представляющих опасность для медоносных пчел
Граждане и юридические лица имеют право на получение от органов государственной власти и органов местного самоуправления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также о ситуациях, представляющих опасность для медоносных пчел. Оповещение граждан и юридических лиц о состоянии окружающей среды, а также о ситуациях, представляющих опасность для медоносных пчел, осуществляется через средства массовой информации.
Статья 17. День пчеловода Алтайского края
День пчеловода Алтайского края устанавливается и ежегодно отмечается 14 августа.
Статья 18. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Нарушение положений настоящего Закона влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту закона Алтайского края «О пчеловодстве»
Похожие сообщения:
Подскажите пожалуйста! у меня двое маленьких детей,у соседей пчёл около 200 ульев.Нельзя выйти на улицу они там прямо кишат.У меня на них сильная аллергическая реакция до больницы.Я не могу с ними договорится уже два года.Находятся они прямо в центре село,у дороги.Помогите пожалуйста! Может есть какой нибудь закон?
Органы местного самоуправления должны вести учет пчелиных семей в личных подсобных хозяйствах в соответствии с законодательством Российской Федерации, поэтому все проблемы нужно решать с ними.
так вроде бы нормально но воды многовато.
Здравствуйте! Разъясните пожалуйста. До границы соседних участков есть 10 метров, а органы местного самоуправления настаивают о необходимости сплошного забора высотой 2 метра и составляют протокол о административном правонарушении. Правомерны ли их действия? Что мне нужно делать, чтобы доказать свою правоту?
По закону, должен быть забор не ниже 2 м или густой кустарник на ту же высоту.
По какому закону забор 2 метра? В вешеуказанном законе об этом нет ни слова.
У нам есть такой пункт в законе о пчеловодстве.
У вас так же имеется такой пункт.
Нужно ли какое-то дополнительное разрешение от органов местного самоуправления (например, разрешение на разведение пчёл) если уже есть сплошной забор высотой 2 метра по периметру участка? Если нужно, можете ли указать где эти разрешения получать?
Практически во всех областях закон одинаковый.
Документы, это паспорт пасеки и справку с органов местного самоуправления о количестве семей.
Глухой забор или сплошной кустарник не ниже 2 метров.
И самое главное, иметь миролюбивую породу пчёл(карника, карпатка).
Если будут на пасеке злые пчёлы в основном это помесные(родственное скрещивание)породы, то соседи будут жаловаться на вас.
Простите за настырность. (Алтайский край, Павловский район).
Посмотрел определение пчеловода по нему получается, что человек, который завёл пчёл сразу становится пчеловодом (без каких-либо документов) и может размещать у себя на участке ульи (с забором или кустарником и не более 2 семей на 100 м*м).
Но тут есть тонкость, которую я не совсем понимаю: чтобы получить паспорт пасеки, нужно иметь пчёл и собирать подмор для анализа, но чтобы иметь законно пчёл нужно иметь паспорт пасеки. Или пчёлы будут какое-то время незаконны или я что-то путаю?
Это похоже на машину без техосмотра: чтобы получить техосмотр, нужно поехать к месту техосмотра, но чтобы поехать нужен техосмотр …
В начале заводите пчёл(опросите соседей не против ли они на такое соседство и нет ли у них аллергии на пчелоужаления) потом как начнёте продавать пчёл через торговые точки, придётся оформлять паспорт пасеки и прочие документы.
Подскажите соседей которые имеют 80 ульев обязали поставить забор не менее чем 2 метра,обязан ли забор быть сплошным?
И можно ли обратиться куда-то если пчелы злые и без причины кусают?
Здравствуйте, Мария!
К сожалению от злых пчёл не спасет не густой кустарник не сплошной забор.
Привожу цитату закона Нижегородской области