Современная технология вывода маток

Согласно современной технологии матковыводного дела, на пасеке выделяют три группы пчелиных семей: материнские, от которых берут молодых личинок или яйца; отцовские, предназначенные для выращивания трутней, и семьи-воспитательницы, пчелы которых воспитывают будущих маток.
В качестве материнских выделяют самые лучшие по продуктивности, зимостойкости и здоровью семьи, отличающиеся хорошим развитием и высокой плодовитостью маток. Такие же высокие требования предъявляют и к отцовским семьям. Семьи-воспитательницы выделяют из числа сильных продуктивных семей пасеки.
Число материнских и отцовских семей, а также семей-воспитательниц для получения определенного количества маток зависит от продолжительности медосбора, погоды, биологических особенностей пчел, техники вывода маток и некоторых других условий. Во избежание тесного родственного разведения (инбридинг) на пасеке выделяют несколько материнских семей. Подготовка отцовских семей начинается задолго до вывода маток. После общего весеннего осмотра в середину гнезда семей, предназначенных для вывода трутней, ставят один-два светло-коричневых трутневых сота. Если отцовская семья не очень сильная и нужно получить ранних трутней, то в гнездо добавляют три-четыре рамки со зрелым (на выходе) расплодом. Гнездо сокращают и тщательно утепляют. В семье должно быть не менее 6—7 кг меда и две-три рамки с пергой. При отсутствии в природе нектара и цветущих пыльценосов проводят побудительную подкормку (дают ежедневно на ночь по 300—400 г тепло¬го сахарного сиропа, а лучше медоперговую подкормку). С наступлением воскостроительного периода в середину гнезда отцовской семьи можно поставить рамку с узкой полоской вощины для отстройки трутневых ячеек. В течение всего периода спаривания маток с трутнями подкормку
отцовских семей при перерывах в выделении нектара растениями, особенно после главного медосбора, возобновляют, чтобы предотвратить изгнание самцов.
При подготовке отцовских семей важно учитывать, что на развитие трутня до половозрелого состояния требуется около 38 дней, а на развитие матки — около 22 дней. Следовательно, вывод трутней надо начинать на две недели раньше вывода маток. Вывод трутней в остальных семьях пасеки ограничивают.
Материнские семьи особой подготовки не требуют.
Подготавливать семьи-воспитательницы следует заблаговременно, чтобы к моменту постановки личинок на воспитание в каждой было не менее 2 — 2,5 кг пчел, в том числе достаточное число физиологически молодых с развитыми железами, выделяющими личиночный корм и воск. Кроме того, в гнезде семьи-воспитательницы постоянно должно находиться не менее 6-7 кг меда и две-три рамки с пергой. При раннем выводе маток для наращивания большого числа молодых пчел прибегают к подсиливанию семей-воспитательниц несколькими рамками печатного расплода и побудительной подкормке, тщательному сокращению и утеплению семей.
Перед постановкой личинок на воспитание применяют специальные способы подготовки семей-воспитательниц к приему личинок. Одним из них является прием осиротения семьи воспитательницы. В семьях отбирают матку и весь открытый расплод, лишая ее возможности вывести новую матку из своих личинок. Для этого за девять-десять дней до постановки личинок на воспитание матку с тремя-четырьмя сотами изолируют разделительной решеткой от остальной части гнезда. За пять-шесть часов до постановки личинок ее вместе со всем ОТКРЫТЫМ расплодом отбирают из семьи и помещают как временный отводок в наглухо отгороженную часть улья. В семье-воспитательнице оставляют весь печатный расплод, не менее 7 кг меда и двух рамок перги.
Перед тем как поместить в семью-воспитательницу рамки с привитыми в мисочки личинками, ее гнездо собирают так, чтобы по краям были расположены рамки с медом, затем с пергой, а в середине с печатным расплодом. Среди рамок с печатным расплодом оставляют одну или две расширенные улочки. В этих улочках-колодцах накапливается много пчел, что имеет положительное значение для воспитания ма¬точных личинок. Гнездо сокращают так, чтобы при обычном распределении пчел на 11 улочках они заняли 9. Особое внимание обращают на тщательное утепление гнезда сверху и с боков.
Подготавливая семью-воспитательницу способом без осиротения матку не удаляют, а оставляют за разделительной решеткой, чтобы пчелы основной части гнезда имели к ней свободный доступ. Основной недостаток указанного метода — слабый прием маточных личинок, данных семье на воспитание, и закладка большого числа свищевых маточников.
Число личинок, которое можно дать на выращивание, зависит от силы и породных особенностей семьи-воспитательницы, условий погоды, характера медосбора и некоторых других факторов. Перегрузка семьи большим числом личинок ведет к ухудшению качества маток. Прием личинок зависит от породных особенностей семей-воспитательниц. Пчелы южных и низменных районов (итальянские, желтые армянские), как правило, принимают на маточное воспитание больше личинок, чем северные и высокогорные (среднерусские, серые горные кавказские, карпатские), что совпадает с их особенностями при закладке роевых и свищевых маточников.
В один прием семье-воспитательнице среднерусской породы рано весной надо давать на выращивание 20—25 личинок. Позднее при хорошей погоде и появлении в природе взятка число личинок можно увеличить до 30—35. Семьям южных пчел можно дать личинок на 40—50 % больше. При многократном использовании той же семьи для выращивания маточных личинок их число в каждой последующей партии сокращают на 5—10 %.
Для выращивания маток используют молодых личинок или яйца, которые после соответствующей подготовки передают семье-воспитательнице. Применяемые в практике способы подготовки личинок для вывода маток делятся на две группы: без переноса личинок, при котором маточники пчелы отстраивают из пчелиной ячейки, содержа¬щей молодую личинку (или яйцо), предназначенную для выращивания новой матки; с переносом личинок в специально изготовленные мисочки с круглым дном, на основе которых пчелы отстраивают маточники.
При любом способе вывода маток важно использовать молодых личинок, лучше однодневных, но не старше двух дней. Для получения одновозрастных личинок без изолятора в середину гнезда материнской семьи, от которой хотят получить их, ставят хороший светлый сот, в котором вывелись одно-два поколения пчел. Сот ежедневно осматривают, чтобы установить, какого числа матка начнет откладывать в него яйца. Через четыре дня после начала откладки в ячейки сота яиц самым старшим личинкам будет не более суток. Всех личинок можно использовать для вывода маток.
Получить от материнской семьи личинок точно к намеченному сроку можно с помощью изолятора .
Использовать же следует наиболее крупных, обильно снабженных кормом личинок.
Самый простой способ вывода маток без переноса личинок — это поставить сот с одновозрастными молодыми личинками из материнской семьи в центр гнезда «осиротевшей» семьи-воспитательницы, которая на некоторых ячейках с молодыми личинками и выведет маток. Хотя этот способ и прост, но неудобен тем, что пчелы часто строят маточники вплотную друг к другу: использовать такие маточники (вырезать) трудно, причем приходится портить сот.
Преимущество другого способа — способа Аллея заключается в том, что отстроенные пчелами маточники удалены друг от друга. Из средней части сота с молодыми личинками, взятого из материнской семьи, горячим острым ножом вырезают полоски  с одним рядом ячеек. Полоски сота кладут на стол боком (на ребро) и с той стороны, где имеется больше молодых личинок, ячейки срезают наполовину их высоты. Затем полоску переворачивают срезанной стороной вверх и проводят прореживание личинок так, чтобы в ряду между ячейками с личинками остались по две пустые ячейки (личинок раздавливают спичкой или тонкой палочкой). Затем осторожно, не касаясь оставшихся личинок, с помощью палочки расширяют их ячейки. Для крепления полосок с личинками подготавливают специальную рамку. В соте такой рамки прорезают два горизонтальных сплошных отверстия высотой 4—5 см, чередующихся с полосками сота такой же ширины. Готовую полоску сота приклеивают к ребрам сота снизу расплавленным воском или прикрепляют тонкими деревянными шпильками и ставят в семью-воспитательницу.

Способ Цандера удобен тем, что позволяет получать отдельные маточники, прикрепленные к небольшим брусочкам-патронам, в результате чего облегчаются изоляция зрелых маточников и их подсадка. Полоску сота с личинками, подготовленную так же, как описано выше, разрезают на кусочки, каждый из которых содержит одну пригодную для вывода маток личинку. Далее расплавленным воском ячейки с молодыми личинками приклеивают к небольшим деревянным брусочкам-патронам размерами 25Х 25 мм, после чего их прикрепляют к планкам специальной прививочной рамки.
Можно поступить и по-другому: деревянные квадратные брусочки прикрепить воском к ниж¬ней стороне планок прививочной рамки на расстоянии 5 мм один от другого, а к патронам затем прикрепить ячейки с личинками. На одной планке помещается до 15 патронов, а на трех планках 36—45.
Для прикрепления ячеек с личинками к патронам прививочную рамку с приклеенными к ней патронами кладут на стол и поворачивают планочки патронами кверху. Кусочки сотов с личинками приклеивают расплавленным воском к середине каждого патрона. Затем рамку поднимают, планочки поворачивают личинками книзу и ставят в семью-воспитательницу.
Кусочки сота с молодыми личинками можно приклеить не к патронам, а к треугольным клинышкам, изготовленным из тонких дере¬вянных дощечек (толщиной 1—2 мм). Длина таких клинышков 3—3,5 см, ширина у основания треугольника 1,5—2 см.
Современный способ вывода маток с переносом личинок — способ Пратта-Дулнтля слагается из следующих процессов:

а) изготовление мисочек,

б) подготовка мисочек к переносу личинок и снабжение кормом,

в) прививка личинок. Все остальные работы по получению одновозрастных личинок, подготовке семей-воспитательниц и отцовских семей проводятся так же, как и при выводе маток без переноса личинок.
Чаще всего искусственные мисочки делают с помощью деревянного шаблона, который представляет собой круглую палочку из мелкослойного дерева длиной 100—120 мм, диаметром 8—9 мм с закругленным и тщательно отшлифованным концом. Для изготовления мисочек берут самый светлый воск, который растапливают на медленном огне в сосуде, помещенном в другой сосуд с водой или лучше на водяной бане. Шаблон сначала опускают в холодную воду, затем встряхивают, чтобы удалить воду, и опускают три-четыре раза в жидкий воск на глубину 6—7 мм. Чтобы получить мисочки с тонкими краями, первый раз палочку обмакивают в воск на глубину 7 мм, второй раз — на 1—2 мм меньше, третий раз — еще меньше. В этом случае дно и нижняя часть мисочки получаются прочными и толстыми, а края — более тонкими, что способствует лучшей отстройке мисочки. После последнего обмакивания мисочку вместе с шаблоном прикладывают к патрону, и она, остывая, приклеивается прочно к его поверхности. Затем осторожным поворотом вытаскивают шаблон из мисочки.
Прежде чем перенести личинок в мисочки, их следует на шесть — восемь часов поместить в семью-воспитательницу для полировки. Делать это надо в день ее осиротения на ночь.
Снабжение мисочек кормом для переноса личинок необходимо для питания личинок и облегчения прививки. Лучше всего использовать маточное молочко.
В начале работы по выводу маток в одной семье-воспитательнице можно оставить рамку с молодыми личинками, на которых пчелы отстроят свищевые маточники. Из маточника удаляют личинку и тонкой чистой палочкой перемешивают молочко. Затем палочкой или лучше гусиным (куриным) пером с заостренным концом захватывают капельку молочка величиной с просяное зерно и переносят в мисочку. Молочко на дне мисочки нужно слегка придавить, но не размазывать по дну. Делают это перед прививкой личинок, чтобы молочко не высохло.

Прививка личинок или перенос их из пчелиных ячеек в готовые мисочки делаются с помощью шпателя. Его можно изготовить из алюминиевой проволоки диаметром 1,5— 2 мм. Конец должен быть загнутым, приплюснутым в виде тонкой лопаточки, тщательно отшлифованной, чтобы не повреждать личинку при переносе. Для удобства работы такой шпатель насаживают на
деревянную ручку. Можно использовать и гусиное перо с загнутым и отточенным в виде узкого треугольника концом шириной 1,4 мм.
Прививку личинок следует проводить в чистом светлом помещении при температуре 20—25 °С и сравнительно высокой относительной влажности (не ниже 70—75 %).
Ячейки сота с подходящими для прививки личинками подрезают на 1/2—2/3 их высоты. Затем на сот кладут прививочную рамку, повернув планки с мисочками вверх. Сот с личинками держат близко к свету, чтобы донышки ячеек были хорошо освещены. Под плавающую в молочке личинку со стороны спинки (выгнутая сторона) осторожно подводят кончик шпателя так, чтобы оба конца личинки слегка выступали за края лопаточки. При этом кончик шпателя нужно чуть-чуть придавить ко дну ячейки, чтобы не повредить личинку. Как только большая часть личинки окажется на кончике шпателя, его вынимают из ячейки и осторожно опускают в мисочку, слегка придавливая конец шпателя ко дну мисочки. Подхватывать личинку шпателем следует в один прием и прививать нужно той стороной, которой она была обращена к донышку ячейки. Как только прививка личинок для одной семьи-воспитательницы будет закончена, рамки с ними помещают в переносный ящик и сейчас же передают семье-воспитательнице.
Независимо от способа вывода маток через два дня после постановки прививочной рамки нужно проверить прием личинок. Плохой прием (ниже 70—75 % принятых личинок) часто вызывается тем, что семья отстроила свищевые маточники на собственных личинках. Их надо удалить.
Отбирают запечатанные маточники из семей-воспитательниц через девять дней после прививки личинок, то есть за двое суток до выхода маток из маточников. При плохих условиях содержания (недостаточная температура в гнезде семьи-воспитательницы, холодная погода, некоторое ослабление семьи и малое количество расплода в ней) развитие маток может задержаться. В любых случаях нельзя допускать выхода маток из маточников в семье-воспитательнице, так как первая же вышедшая уничтожит все остальные маточники. Вместе с тем нельзя отбирать и недостаточно зрелые маточники — куколки очень чувствительны к резким изменениям температуры и сотрясениям.
Прежде чем поместить маточники в клеточки, кормовое отделение деревянной колодочки заправляют кормом (лучше всего канди). Мед для этой цели менее пригоден, так как матка может вымазаться и погибнуть. В клеточку нужно подсадить десяток молодых пчел, которые помогут матке выйти из маточника и будут ее кормить во время пребывания в клеточке.
Важно как можно скорее подсадить маток в нуклеусы или семьи, где они смогут быстрее достичь половой зрелости и подготовиться к спариванию с трутнями. Спаривание проходит через пять — семь дней после выхода матки из маточника при благоприятных погодных условиях. Через три-четыре дня после удачного осеменения она начинает откладывать оплодотворенные яйца, то есть становится плодной. Недавно выведенных молодых маток можно содержать в основных семьях, в специально для этого сформированных отводках, где они остаются и после спаривания, и в небольших семейках — нуклеусах, последнее удобно при небольшом объеме производства маток. Временные нуклеусы на полную рамку можно формировать в гнездовом корпусе любого улья, но лучше всего в больше объемных лежаках. В корпусе глухой перегородкой из фанеры или тонких дощечек отгораживают небольшое отделение на две-три рамки. Особое внимание следует обратить на то, чтобы не осталось щелей, через которые могли бы пройти пчелы. Надежнее в подобных случаях в стенке корпуса сделать пропилы, в которые войдут ребра перегородки, а на дно прибить с обеих сторон тонкие планки. Для нуклеуса нужно приготовить отдельную потолочину или холстик из плотной материи и прибить его планкой к верхнему краю перегородки. Небольшой леток нуклеуса лучше делать не рядом с летком основного улья, а с противоположной или боковой стороны. При устройстве летка в передней стенке снаружи часть ее по ширине нуклеуса для ориентации пчел и маток покрывают краской другого цвета.
Формируют нуклеусы и в гнездовом корпусе многокорпусного улья. Его можно поставить отдельно или поместить над другой семьей, отделив от последней глухой горизонтальной фанерной перегородкой.
Гнездо нуклеуса формируют из двух рамок со зрелым расплодом и молодыми пчелами и од¬ной-двух рамок с кормом (медом и пергой). Желательно, чтобы в сотах не было яиц и открытого расплода, что облегчает прием маточника или матки. К вечеру нуклеусу дают зрелый маточник или неплодную матку, а через два дня проверяют прием. После семи — десяти дней пребывания в нуклеусе при благоприятных условиях молодая матка спарится с трутнями, а еще через три-четыре дня начнет откладывать яйца.
Успешный прием пчелиными семьями маток зависит от качества самой матки, численности, возрастного состава, физиологического состоя¬ния семьи и пчел, условий погоды и медосбора, породных особенностей пчел и др. При подсадке маток в семьи нужно избегать лишнего раздражения и озлобления пчел. Нежелательно подсаживать их в холодную ветреную и дождливую погоду, в период, когда в природе нет нектара, во время напада пчел, когда семьи при открытии гнезда раздражаются. Пчелиные семьи луч¬ше принимают маток при теплой тихой погоде и появлении в природе медосбора. Как правило, молодые пчелы принимают их лучше, чем старые. Если долгое время семья не пополняется молодыми пчелами, то она встречает новую матку враждебно. Семьи с пчелами-трутовками принимают маток в редких случаях. Обычно если семья имеет возможность вывести собственную матку, то она менее охотно принимает подсаженную ей пчеловодом.
При замене матки на новую важное значение имеет их физиологическое состояние. В частности, новых маток семьи охотно принимают в период пониженной яйценоскости заменяемых маток рано весной, во время хорошего медосбора или осенью. Наоборот, в разгар яйцекладки своей матки в период усиленного роста семьи новую матку она принимает менее охотно.

Подсаживать в семьи маток, отличающихся по своему физиологическому состоянию от сменяе¬мых, следует через четыре-пять дней после обезматочивания семей с обязательным предварительным удалением свищевых маточников.
Из многочисленных способов подсадки маток ниже рассматриваются лишь те, которые получили наибольшее распространение в практике пчеловодства.
Подсадка с помощью сетчатого колпачка. После удаления старой матки из середины гнезда берут рамку с молодыми пчелами и зрелым печатным расплодом. Подсаживаемую матку пускают на середину сота и накрывают колпачком так, чтобы вместе с ней под колпачком остались десяток молодых пчел, небольшой участок с медом, открытыми ячейками и зрелым на выходе расплодом. Чтобы не оставить проходов, края колпачка нужно вдавить в сот. Через два дня проверяют матку. При нормальном приеме она обычно начинает откладку яиц под колпачком, пчелы относятся к ней дружелюбно. Если в семье не появилось зачатков свищевых маточников матку можно выпустить из-под колпачка. Вероятность приема увеличится, если семью лишить возможности строить свищевые маточники. Для этого за пять дней до подсадки новой матки нужно изолировать старую, посадив ее под колпачок или в маточную клеточку. По истечении пяти дней в семье не останется яиц и молодых личинок для вывода свищевых маток, и семья лучше примет новую матку.
Подсадка матки в маточной клеточке. Клеточку вместе с заключенной в ней маткой помещают между средними рамками в верхней части гнезда безматочной семьи. На следующий день смотрят, как относятся к матке пчелы. Если они не проявляют враждебного отношения, сидят на клеточке спокойно и пытаются кормить матку, ее можно выпустить из клеточки, открыв нижнее отверстие и заделав его кусочком вощины. В вощине прокалывают несколько дырочек, смазывают ее медом и клеточку снова ставят на старое место между рамками. Вместо вощины в нижнее отверстие клеточки можно вставить кусочек сотика с медом. Пчелы прогрызут вощину или сотик и сами выпустят матку из клеточки. Через два-три дня нужно проверить семью, чтобы убедиться, что матка принята. В маточных клеточках обычно подсаживают неплодных маток в нуклеусы или во вновь сформированные семьи.
При неблагоприятных условиях и при подсадке особенно ценных маток принимают специальные меры. Одной из таких мер, гарантирующих почти 100 %-ный прием маток, служит их предварительная подсадка в небольшой только что сформированный отводок, состоящий из двух-трех рамок зрелого печатного расплода и молодых пчел, но без яиц и личинок. Такой отводок удобнее всего поместить в корпус многокорпусного улья, отделенного от основной семьи глухой горизонтальной перегородкой. После того как вся летная пчела из отводка вернется в старое гнездо, ему дают новую матку под колпачком. На следующий день ее выпускают из-под колпачка, и она начинает откладывать яйца. Через несколько дней, когда матка освоится с новым гнездом и будет откладывать яйца в полную силу, старую матку из основной семьи удаляют и перед вечером присоединяют к семье отводок с новой маткой. Для большей гарантии перед присоединением отводка к основной семье новую матку временно изолируют под колпачком и освобождают ее на следующий день. В тех же целях можно за пять-шесть дней до присоединения отводка изолировать под колпачком в основ¬ном гнезде старую матку, чтобы ко времени присоединения отводка в основной семье не осталось открытого расплода, пригодного для вывода свищевых маточников.

Источник: форум МФУ

Похожие сообщения:

  1. Вывод маток без переноса личинок
  2. Примерный график вывода маток.
  3. Инвентарь для вывода маток
  4. Выращивание маток в семьях воспитательницах
  5. Вывод маток с переносом личинок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *