Новосибирский метод пчеловождения 4 часть

6. Продолжение медосбора

В семье №5 после изъятия меда и обработки устанавливаю магазины до окончания медосбора.
Семьи №1-№4 и сборный отводок после изъятия меда, обработки и оценки качества засева маток объединяю соответственно со своими отводками, предварительно удалив старых маток или некачественных молодых. Семьи после объединения до окончания медосбора формирую в двух корпусах, причем матку отправляю в нижний корпус, а медовые рамки и рамки с запечатанным расплодом во второй корпус, между корпусами устанавливаю разделительные решетки.

Иногда можно встретить возражения, что при отсутствии расплода семь ослабляются из-за короткого срока жизни, однако в Кемеровской системе утверждается что пчелы, не воспитывающие расплод живут много дольше. Об этом тоже говорится в статье А. Губина:«УСТАЛОСТЬ» ПЧЕЛ (ПасекаРоссии 10 2008)

Вопрос о том, почему пчелы двух, казалось бы, совершенно тождественных семей могут вести себя различно и собирать разное количество меда, представляет не только теоретический интерес. Это явление объясняется не только «характером», но и общим физиологическим состоянием пчелиной семьи. Анализируя летную деятельность пчел данной семьи, важно знать, в каких условиях они жили и воспитывались, в каком состоянии находятся. Эту сторону дела до сих пор не учитывали не только в теории, но и на практике. В лучшем случае давали совет подвозить для опыления сильные семьи, а пчеловоды, которые обычно больше заинтересованы в сборе меда, выделяли для опыления растений средние или даже слабые семьи.
Пчеловоды, конечно, хорошо отличают сильные семьи от слабых, но в этом вопросе нет четкости. Семья может быть многомушной, т.е. многочисленной по составу, и будет считаться сильной. Пчелы же ее плохие, ослабевшие, вялые. А бывает и обратное: пчел в семье меньше, но они хорошо упитаны и развиты; такая семья в дальнейшем высокопродуктивна.
До сих пор между сильными и слабыми семьями видели лишь чисто количественное различие: в сильных семьях пчел больше, в слабых — меньше. Отсюда делали вывод: если соединить две слабые семьи, то получится одна хорошая, сильная семья. Спору нет, численность пчел имеет значение, но нельзя не считаться и с тем, что сами пчелы в слабых семьях не такие, как в сильных, и что, значит, дело не только в количестве пчел, но и в их качестве. Качественное различие между пчелами не так мало, как многие думают.
Известны опыты, которыми показано, что в слабых семьях пчелы строят больше сотов, выкармливают больше расплода, усиленно собирают мед. Все это верно, но, энергичнее собирая мед, такие пчелы расходуют его еще энергичнее. Условия жизни в сильных и слабых семьях существенно различаются. В слабой семье жизнь протекает всегда «на пределе». Здесь мало сборщиц, и поэтому часто ощущается недостаток в пище, обогрев гнезда затруднен, требует большего расхода и энергии, и меда, чем в сильных семьях. Пчеловодам постоянно приходится кормить и подкармливать слабые семьи, а для этого или брать мед от сильных семей, или покупать сахар.
Известно, что средняя продолжительность жизни пчелы летом составляет 36 суток. В слабых семьях из-за трудных условий существования продолжительность их жизни сокращается.
Для того чтобы разобраться в рассматриваемом здесь вопросе, необходимо иметь правильное представление о развитии взрослой пчелы. В семье обязанности каждой пчелы закономерно изменяются. Выполнение пчелами разных работ является возрастной функцией. В первую половину жизни пчелы заняты работой внутри улья: строят соты, чистят внутреннюю поверхность ячеек, кормят личинок, обогревают расплод, превращают нектар в мед и т.д.; во вторую половину жизни (в среднем с 18-дневного возраста) они переходят на сбор нектара и пыльцы. Одни пчелы начинают выполнять эти работы в возрасте 9 -10 дней, другие — лишь достигнув «солидного» возраста — 25 — 26 суток. Но эти колебания не изменяют общей закономерности: молодые пчелы работают в улье, а старые, или, как их называют, «летные», — в поле. Ясно, что эти два периода в жизни пчел не могут быть независимыми один от другого, что изнашивание молодых пчел, загружаемых в раннем возрасте обязанностями внутри улья, не может не сказаться на их последующей летно-опылительной и медособирательной деятельности.
Доказано, что кормилицы и воспитательницы, пчела сильно изнашивается и во второй период жизни становится плохой сборщицей нектара и, следовательно, плохо опыляет растения.
Наблюдения подтвердили, что крупные, хорошо упитанные пчелы действительно являются более продуктивными сборщицами нектара. Измерение количества нектара в зобиках пчел, возвращающихся в ульи, показало, что пчелы, воспитанные в сытых семьях, прилетают почти с двойной нектарной «нагрузкой».
Вот почему, решая любую задачу, связанную с использованием пасеки для опыления, нельзя не интересоваться тем, в каких условиях жили и воспитывались пчелы.
Впервые внимание пчеловодов на эту сторону вопроса обратил выдающийся русский пчеловод П. Снежневский. В его книге говорится:
«На рамочных пасеках встречаются уставшие семьи. Семьи эти, будучи с внешней стороны вполне здоровыми, отстают от других семей, несмотря на добросовестный уход за ними со стороны пчеловода. Такие семьи обычно малопроизводительны. Упадок производительности обычно бывает после нескольких лет проявления наивысшей энергии по развитию своих сил и продуктивности по медосбору.
В усталости этих семей виноват в большинстве случаев сам пчеловод, злоупотребляющий подставкой семье отстроенных рамок, в силу чего чрезмерно форсируется червление.
Как только будет замечена уставшая семья (отстающая от других в своем развитии при всех в наличности условиях для развития), гнездо по возможности сокращают, ограничивая червление. В дальнейшем, если червление матки будет вялым, матка сменяется, хотя бы она была и не старая».
Далее П. Снежневский пишет о том, как ликвидировать усталость пчелиных семей:
«Такой семье магазин не дается, хотя бы она поправлялась и сделалась сравнительно сильной. Семья эта должна быть снабжена хорошим запасом меда.
От такого ухода за уставшими семьями молодые пчелы родятся жирными, упитанными и в большинстве случаев в следующие годы пчелы проявляют нормальную жизнедеятельность и энергию по медосбору».
Определяя максимальную работоспособность пчел, немецкий биолог Г. Гонтарский исследовал полеты отдельной пчелы при обильном источнике искусственного взятка.
В первый день опыта пчеле потребовалось для полета от кормушки в улей (чтоб сложить там собранный корм) и обратно к кормушке 6,5 минуты, а на пятый день — уже 16 минут. Г. Гонтарский объясняет это тем, что пчела утомляется и старится от напряженной работы. Он подсчитал, что при расстоянии в 300 метров пчела делает 60 полетов и пролетает, таким образом, ежедневно 36 км.
Известный швейцарский специалист по биологии пчелы Анна Маурицио установила, что у так называемых летних (родившихся летом) пчел жировое тело развито меньше, чем у зимних. Основную причину различий между теми и другими пчелами она видит в том, что молодые пчелы летних генераций усиленно выполняют обязанности кормилиц и быстро изнашиваются, жировое тело у них исчезает.
Все это подтверждено. Пчелы, живущие в летние месяцы, но, по условиям опыта, освобожденные от выкормки расплода, физиологически, т.е. по продолжительности жизни и по состоянию жирового тела, мало отличались от зимних пчел, т.е. от пчел тех поколений, которые живут в зимние месяцы.
К аналогичным выводам привел и такой опыт. Три сильные семьи были разделены каждая надвое. При этом в обеих частях гнезда была сохранена нормальная разновозрастность пчел. В одной половине его, где осталась старая матка, продолжавшая откладывать яйца, молодые пчелы воспитывали и кормили личинок. В другой же половине, где матки не было и семьи заложили свищевые маточники, молодые пчелы вскоре были в большой мере освобождены от обязанности кормилиц. Такие пчелы не изнашивались, как их родные сестры, кормившие личинок круглые сутки. Последствия этого сказались на размере нагрузки, с какой в дальнейшем пчелы возвращались из полета. У неизношенных пчел она была в 2 — 3 раза большей (соответственно 7,7 и 21,3 миллиграмма).
Следует упомянуть еще об одной методике, позволяющей объективно измерять быстроту ориентировки и активность поведения пчел при сборе корма. Речь идет об испытаниях пчел в простых лабиринтах, ведущих от улья к кормушке с сиропом. После дрессировки, продолжающейся в течение определенного времени, начинается учет числа пчел, посещающих кормушку. Одновременно регистрируется время, затрачиваемое отдельными насекомыми для того, чтобы освоить наиболее короткий путь к кормушке по лабиринту. После того как лабиринт убирается, пчелы продолжают повторять зигзаги на пути к корму, как если бы они все еще находились в лабиринте. Требуется несколько рейсов для того, чтобы сборщица снова стала двигаться к корму по прямой, отвыкнув от лабиринта.
Данные, полученные в описываемых здесь опытах с пчелами, позволяют считать, что быстрота ориентировки и активность поведения сборщиц могут не находиться в прямой связи с численностью пчел в данной семье.
Все эти факты приводят к выводу о необходимости готовить ко времени медосбора и опыления растений семьи не только сильные, т.е. многочисленные, но и состоящие из пчел, общее физиологическое состояние которых хорошее.

Похожие сообщения:

  1. Новосибирский метод пчеловождения 3 часть
  2. Новосибирский метод пчеловождения 2 часть
  3. Новосибирский метод пчеловождения 1 часть
  4. Первые работы на пасеке.
  5. Сокращение летков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *